Мы используем cookies и Яндекс. Метрику — чтобы сайт работал быстрее и удобнее. Это безопасно. Подробнее
Ок

Замедление онлайн-продаж в России: покупатели возвращаются в офлайн?

25 апреля 2025
Российский рынок электронной коммерции продолжает рост, но темпы замедляются. В 2024 году объём онлайн-продаж увеличился на 36% и достиг 10,7 трлн рублей. Впервые онлайн-продажи одежды и обуви сравнялись с офлайном, а к 2028 году доля онлайна в некоторых сегментах может превысить 80%.​
Тренд-2025: покупатели возвращаются в офлайн
Несмотря на удобство онлайн-шопинга, к концу 2024 года наметился неожиданный тренд: часть покупателей начала возвращаться в офлайн, привлечённые возможностью социализации и атмосферой «живых» магазинов.​

Хотя количество таких покупателей пока невелико, растущие издержки (логистика, кадры, инфляция) и усиление государственного контроля могут спровоцировать кардинальные изменения в электронной коммерции уже в 2025 году.​
Пандемия ускорила рост онлайн-продаж, но теперь темпы замедляются. Крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет — контролируют 81% рынка. Оборот Wildberries в 2024 году превысил 4 трлн рублей, увеличившись на 60% по сравнению с предыдущим годом. Однако средний российский покупатель пока делает всего 22 онлайн-заказа в год — значительно меньше, чем в других странах.
Интересно, что самый высокий уровень проникновения электронной коммерции наблюдается не в мегаполисах, а в регионах с недостаточно развитой розницей. Онлайн становится для них окном в мир «бесконечной полки».​
Бурный рост электронной коммерции спровоцировал дефицит складских помещений: онлайн-ритейлеры обеспечили 75% сделок на рынке складской недвижимости в 2024 году.​

Растет доля онлайн-продаж во всех категориях:
  • бытовая техника и электроника (+67% к концу 2024),
  • детские товары и косметика (+58%)
  • fashion (+53%)
  • продукты питания (+50%)
Нужны офисы и склады для бизнеса? Бизнес Метры — эксперты по коммерческой недвижимости с 2011 года. Подберём лучшие варианты под ваш бюджет и трафик
прогноз на 2025-26 год: чего ждать?
Прогнозируется, что к 2028 году объём онлайн-продаж утроится. Маркетплейсы превращаются в «новые торговые центры», активно развивая омниканальность и инвестируя в собственные торговые марки. Lamoda, например, открывает офлайн-магазины, а Яндекс Маркет экспериментирует с креативным оформлением пунктов выдачи заказов.​

При этом усиливается олигополизация рынка, что может привести к росту цен. Государственное регулирование отрасли, вероятно, будет ужесточаться.​
Несмотря на впечатляющий рост, Data Insight констатирует замедление темпов электронной коммерции. Прогноз на 2025 год — +26%, на 2026-й — +18%.

На фоне растущих требований к сервису и товарам, а также проблем с логистикой и налогообложением, качество клиентского опыта выходит на первый план и может стать ключевым фактором дальнейшего развития рынка.

читайте также